Дыхание как музыка – музыка как дыхание.


Кажется, что о дыхании не писал только ленивый. Дыхание животом, дыхание грудью и легкими, дыхание чакрами – каких только типов дыхания не встретишь на белом свете! И не все из них одинаково вкусны и полезны! Можно сколько угодно теоретизировать на тему, но когда берешь в руки варган, и начинаешь играть, то многое сразу становится на свои места.


Помимо всего прочего, я считаю варган чуть ли не идеальным дыхательным тренажером. И на то есть множество причин.

Для начала следует утвердится в мысли, что дыхание есть энергетический процесс. Никак его не потрогать, при всем желании, да и математическими формулами не описать. С его помощью организм находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой. Как бы соединяется с нею. Хотя, почему «как бы»?

Так вот дыхание является индикатором того, КАК организм соединяется со средой. Есть ли на пути этого «мостика» препятствия, и какова его пропускная способность.

Если препятсвий, много, то дыхательная система работает «культурно» и «аккуратно». В результате, ее носитель плохо связан с процессом трансформации материи. Его жизнь протекает на уровне второй сигнальной системы. Проще говоря – в голове. На уровне понятий выработанных цивилизацией.

Если дыхательная система работает мощно, сверх необходимой меры, то ее обладатель становится чересчур диким и необузданным. И в первую очередь, ему сложно обуздать свой ум, который неистово скачет с одной мысли на другую. В таких случаях, наблюдаются сложности с формированием устойчивых суждений - раз. Сложности к приспособлению мира понятий – два.

Описанные мною крайности являются не более чем условными концевыми точками, задающими общие координаты. Нормальные, адекватные жизни режимы дыхания могут и должны меняться.

Но как их приучить это делать, сообразно ситуации. Чтобы мы могли там, где надо притормозить, а где-то и разогнаться. Как вычислить оптимальные алгоритмы дыхания?

Есть дыхательные упражнения и пранаямы. И они прекрасны как гимнастика, чья задача как следует размять нужные мышцы. Но в них не заложена «музыкальность» и спонтанность, поскольку они являются порождением рационального ума.

Такую музыкальность дает игра на варгане. Ритмично чередуя выдохи и вдохи, мы можем создавать дыханием музыку. Глубина звучания и собственные ощущения в этом процессе, будут служить для нас критерием качества дыхания.

Если тело с комфортом дышит во время игры и, настроившись на нужную волну, с помощью варгана, передает свои переживания в настоящий момент, то оно постепенно запоминает такие принципы своей работы.

Поясню на примере. Я испытываю болезненные переживания. Эти переживания я могу сублимировать в варганное творчество. Настраиваюсь на нужный лад, и играю, используя дыхание. В этот момент, мое тело учится с помощью дыхания восстанавливать утраченный энергетический баланс.

И это относится ко всему спектру переживаний доступных человеку. Так можно проработать абсолютно все. Внимание, еще раз: абсолютно все! И сделать это в приятной творческой манере, что только повышает эффективность процесса.


Никакая пранаяма такого эффекта не даст. Увы.

А в случае с варганом, мы не только перегоняем воздушные массы, но еще и воздействуем звуковой волной на собственную плоть. Продвинутый читатель здесь легко сделает нужный вывод – к чему это ведет.

Так, шаг за шагом, мы все больше освобождаемся от различного хлама, которое накопила наша сущность, и который «застыл» в виде напряжений и затруднений.

Все чаще и чаще, приходит осознание себя как энергосистемы. И это не просто абстракция, а процесс, которым можно управлять.

Было бы желание.

Звучите мощно!

Булыгин Максим.

Учитель игры на варгане.





Хочешь знать больше о варгане?

Тогда подписывайся на рассылку и читай внимательно!